В жизни практически каждой семьи на определенном этапе возникает необходимость принятия важного решения – отдавать ребенка в детский сад или искать иные возможности его развития, иные условия обучения и воспитания.
Решение начать водить ребенка в детский сад принимается взрослыми в силу разных причин. Чаще всего – это необходимость работать обоим родителям, притом, что оставить малыша на целый день не с кем. По результатам проведенного опроса около 85 % родителей, водящих детей в садик, признают детский сад самым благоприятным вариантом решения проблемы. Другие – считают, что дети должны ходить в садик, чтобы не было трудностей в школе, поскольку 84 % «садовских» родителей уверены в том, что одна из основных функций детского сада – подготовить детей к школе. Третьи – уверены в важности того, что может дать их сыну или дочке детский сад и, прежде всего, бесценным признается опыт общения со сверстниками.
И уже приняв решение, мамы, да, и папы тревожатся за своего малыша, волнуются, насколько хорошо будет ему в новом доме без них, не будут ли обижать его сверстники, да, и взрослые… Много разных вопросов терзает родителей, решивших разделить сложнейшие задачи воспитания и обучения своего малыша с дошкольным учреждением. Как пережить разлуку на целый день? А вдруг он все время плачет? Может, лучше было бы отдать малыша в садик, когда он станет постарше? И т.д.
Вхождение в детсадовскую жизнь - очень трудный, эмоционально напряженный этап для всех: и родителей, и педагогов, и психологов, и, в первую очередь, для самих малышей. И будь ребенку 3, 4 года или 5 лет – привыкание к совсем новой жизни – ведь целый день не дома, не с мамой или папой – серьезная задача для любого. Помочь ребенку справиться с ней больше возможностей в начале дошкольного периода. Большинство педагогов и психологов считают, да и проведенные исследования доказывают, что возрастные особенности детей 3-3,5 лет отчасти способствуют менее болезненному протеканию адаптации к детскому саду. Может возникнуть вполне уместный вопрос «А как же кризис трех лет?»
Конец раннего и начало дошкольного возраста определяются в психологической науке как критический возраст, когда в развитии ребенка происходят очень важные «эпохальные» изменения. Нередко эти изменения отражаются на поведении малыша, который вдруг становится трудновоспитуемым, трудноуправляемым. Выдающийся отечественный ученый Л.С.Выготский описал «семизвездие симптомов» этого периода: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, а также протест-бунт, обесценивание и деспотизм. Однако психологической сутью этого периода является изменения отношений ребенка к ближайшим взрослым и самому себе. Происходит важное для дальнейшего развития малыша событие – он психологически отделяется от взрослого, с которым неразрывно связан, начинает во всем себя противопоставлять ему. Поступление в детский сад в некоторой степени предоставляет ребенку возможность начать более самостоятельную жизнь, приобрести новый статус.
Кроме того, трехлетка, как правило, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания (может есть сам, мыть ручки, самостоятельно пользоваться туалетом и пр.), имеет опыт общения со взрослыми, начинает стремиться к самостоятельности и общению со сверстниками. Для него становятся крайне привлекательными игра и так называемые продуктивные деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Эти особенности детей помогают педагогам наиболее эффективно строить работу в период адаптации.
Дети 2-2,5 лет в силу особенностей своего развития не обладают еще такими качествами, да и привязанность к маме еще довольно велика. А старших ожидают в этот непростой период адаптации еще и трудности другого характера, с которыми далеко не всегда можно справиться быстро и успешно. Так, четырехлетний ребенок, попав в группу сверстников, где уже между детьми сложились определенные дружеские отношения, появились привязанности и предпочтения в играх, вынужден «завоевывать» себе партнеров для различных детских занятий. А пребывание дома и общение со взрослыми не «вооружает» малыша средствами и способами общения со сверстниками! Кроме того, дети 4-5 лет приходят в среднюю или старшую группу детского сада, а это означает, что требования педагогов к уровню самообслуживания, соблюдению режима и правил поведения, к выполнению заданий на занятиях будут более высокими, чем к малышам. Поэтому возраст 3-х лет многие и педагоги, и психологи называют оптимальным для поступления ребенка в детский сад.
К приходу новых воспитанников в каждом детском саду готовятся особо. Ведь для педагогов, в чью группу придут новички, сентябрь-октябрь - это настоящая «горячая пора». Для воспитателей и психолога важно, чтобы малышам было спокойно и интересно в садике, чтобы привыкание к новым условиям прошло за менее короткий срок и менее болезненно для каждого ребенка. Педагоги готовят целый ряд мероприятий, которые позволяют им решать эти непростые задачи и находить подход к каждому. Беседа с родителями о ребенке, рассказ мамы или папы о его особенностях, о том, что нравится ему, а что нет, какими способами решаются конфликтные ситуации, что умеет делать малыш самостоятельно, а в какой помощи нуждается и пр. помогут воспитателям найти к каждому из детей подход. Поэтому очень важно, чтобы родители не игнорировали предложения педагогов, а использовали возможность познакомиться самим и познакомить малыша с детским садиком, воспитателями заранее. Хорошо, если мама (или папа) вместе с ребенком увидит группу, музыкальный и спортивный зал, изостудию и другие помещения сада, где проходят занятия. Ведь для малыша – это новые яркие впечатления от игрушек, играющих детишек, возможностей заниматься интересными детскими делами. У него складывается собственное представление о садике. Для родителей – определенного рода «успокоительное средство», поскольку они получат точные представления о тех условиях, в которых будет пребывать их чадо, чем будет заниматься. Особо тревожным мамам можно посоветовать прояснить все волнующие вопросы заранее на консультациях, которые организуются во многих садах перед приходом ребят в детский сад. Например, бытует мнение, что, начав ходить в садик, дети чаще болеют. Поэтому родителям будет спокойнее, если им (конечно же, без ребенка) предоставят возможность увидеть медицинский кабинет, побеседовать с медицинской сестрой или врачом. Еще одним ценным предложением для родителей будущих воспитанников является предоставление возможности в дневное время гулять с детьми на площадке детского сада.
В период адаптации педагоги и психологи работают в тесном сотрудничестве, стараясь сделать максимум, чтобы все вновь пришедшие дети как можно быстрее начали ходить в детский сад с удовольствием. И бесценным является сотрудничество воспитателей и родителей, их ВЗАИМОдействие. Ведь центральными фигурами для детей являются мамы и папы!
Как доказывают исследования, отношение родителей к детскому саду, характер и стиль воспитания в семье во многом определяют то, как ребенок привыкает к новым условиям. Безусловно, каждый родитель желает добра своему малышу. Но…
Легко и менее болезненно проходит адаптация тех детей, к которым со стороны родителей имеется выраженное положительное отношение. Это проявляется в том, что взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, что, бесспорно, не всем взрослым удается. Кроме этого, такой родитель проявляет искренний интерес к увлечениям, мыслям и чувствам малыша, ценит его интересы и высоко оценивает его способности. Неудачи ребенка - случайность. Важно то, что в общении с ребенком при таком стиле воспитания родитель старается быть на равных, стать его партнером, строить отношения сотрудничества. Взрослые РАЗУМНО удовлетворяют потребности и желания малыша, в меру ограждают от трудностей. Кроме того, в разумном виде присутствует контроль за поведением ребенка, то есть родители не всегда стараются во всем навязывать свою волю, поощрять самостоятельность и инициативу малыша.
А вот характеристика тех типов воспитания, которые определяют непростую адаптацию ребенка к детскому саду.
Во-первых, это стиль воспитания, когда при общем положительном отношении к ребенку, родители часто не устанавливают дистанцию, стараются всегда быть ближе к нему, чем это необходимо, стремятся удовлетворять все его потребности и ограждать от неприятностей. И, соответственно, контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. В настоящее время этот тип отношения является довольно распространенным, поскольку такие родители считают невозможным какое-либо «давление» на малыша и, соответственно, нередко конфликтуют с воспитателем по поводу воспитания и методов воздействия на ребенка. Такой либеральный стиль приводит к формированию у детей таких качеств как инфантильность, высокая тревожность. При этом характере взаимодействия ребенок избегает ответственности, склонен к непослушанию. Все это не способствует адаптации ребенка к новым условиям, построению отношений со сверстниками и новыми взрослыми.
Во-вторых, прямо противоположный стиль, когда взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой родитель считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Обычно родитель устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, ведет себя слишком авторитарно по отношению к нему, требуя безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки, навязывая ему почти во всем свою волю. Часто такие родители не интересуются тем, что происходит с ребенком в детском саду. Формирующаяся у детей при таком отношении взрослых пассивность и безынициативность не могут способствовать легкой адаптации к детскому саду, к новым социальным условиям.
Выделяется еще один стиль воспитания, который специалисты называют индифферентным, когда общение строится взрослыми по типу невмешательства и автономии. Такие родители не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к ним, либо в результате того, что проблемы и темп современной повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Соответственно, контроль со стороны взрослых практически отсутствует. Такой стиль приводит к различного рода нарушениям, проявляющимся в неустойчивости, непредсказуемости поведения ребенка, его асоциальности.
Как видно, три разных стиля отношений родителей к детям приводят к практически одному неутешительному результату – сложному привыканию к новому для ребенка образу жизни. Но объединяет их не только это. При этих стилях взрослые не воспринимают ребенка как складывающуюся личность, игнорируют значимость предоставления ему самостоятельности и инициативы, необходимость мягкого и разумного контроля с их стороны за поведением и деятельностью малыша. Ведь у трехлетки совсем недостаточно СОБСТВЕННОГО опыта, чтобы быть успешным в решении жизненных задач!
Все существующие в литературе и в Интернете рекомендации, помогающие подготовиться к поступлению детей в садик, в основном, и направлены на перестройку отношения и восприятия ребенка родителями. Что это за советы?
Во-первых, следует готовить малыша к общению с другими детьми и взрослыми. Для этого стоит посещать детские площадки и парки, ходить на праздники, приглашать в гости сверстников ребенка и т.п. Важно наблюдать за поведением малыша, даже иногда в ущерб общению с другими родителями. Если ребенок тянется к общению с детишками, но нерешителен или ему не удается найти общий язык с другими, если дерется или уединяется, следует помочь ему советом или предложить действовать с ним вместе. Родители должны показать, как можно действовать в непростых для него ситуациях: «Давай, познакомимся с этой девочкой. Скажи, как тебя зовут, и спроси, как ее зовут» или «Давай машинку дадим поиграть этому мальчику, а сами построим для нее гараж» и т.п.
Во-вторых, маме нужно постараться находиться рядом с ребенком меньше, чем обычно, постепенно увеличивать расстояние на прогулках между собой и малышом, на большее время оставлять его играющим в комнате, «вспомнив» о делах на кухне и т.д. Этому можно посвятить летние месяцы.
В-третьих, следует очень аккуратно и внимательно давать обещания ребенку – не стоит обещать то, что сложно сделать или не входит в планы взрослых. Доверие – очень важная и ценная характеристика отношений между взрослыми и детьми. Уверенность малыша в том, что ожидаемое произойдет, поможет переносить в первое время пребывания в садике разлуку с близкими: «Ведь мама обещала, значит так и будет».
В-четвертых, необходимо рассказать ребенку о садике, о причинах, по которым он станет туда ходить. Пусть малыш поймет, что родители горды им и считают его достаточно большим, чтобы, как многие дети, он мог ходить в детский сад, что у детей, как у взрослых, есть своя «работа». Можно рассказать о том, как там бывает интересно, сколько друзей у него появится, чем они будут заниматься вместе в детском садике. Эта рекомендация имеет оборотную сторону – не стоит в этом слишком усердствовать и каждый день напоминать малышу об ожидающих его переменах, чтобы не сделать из предстоящего события проблему.
Помимо этого есть советы, которые не прямо, но косвенно связаны с детско-родительскими отношениями. Они направлены на то, чтобы хоть немного снять тревожность мам о здоровье малышей, их физическом состоянии при посещении детского сада. Беспокойство о сне, аппетите, устойчивости к заболеваниям, по результатам многих опросов, находится на первом месте у родителей.
Бытует мнение, что с приходом в детский сад дети начинают чаще болеть. Но разве домашний ребенок болеет намного меньше? Да, в первые месяцы адаптации много сил у малыша забирают переживания, и сопротивляемость организма ослабевает. Но если ребенок пришел в садик здоровым, закаленным, то и возможность заболеть низкая. Стоит готовить детей к детскому саду не только психологически. Пусть он летом как можно больше времени проведет на свежем воздухе, на природе. Пусть он «напитается» солнцем и витаминами, зарядится энергией на целый год. А осенью и зимой важно подобрать одежду и обувь ребенку так, чтобы ему было удобно и легко двигаться, чтобы тело «дышало». Немаловажной является практичность одежды, легкость ухода за ней, чтобы малыш был активным и не боялся испачкать одежду, стоя на одном месте.
Очень важное условие сохранения здоровья детей – это режим, его соблюдение. Те рекомендации, которыми руководствуются педагоги дошкольного учреждения, разработаны медиками и детскими физиологами и учитывают возрастные особенности детей. Но в семье нередко до поступления ребенка в садик устанавливается тот режим, который, как это ни странно звучит, более удобен взрослым. Это и поздний утренний подъем, и позднее укладывание на ночь, и необязательность дневного сна. «Воспитанные» привычки очень часто становятся причинами грусти, слез детей. Поэтому лучше, да, и полезнее для ребенка, если родители познакомятся с режимом детского сада и постепенно начнут его соблюдать дома. Как правило, часто плачущие по утрам дети – те, которые не выспались, которые поздно ложатся спать.
Слишком похоже обстоят дела и с едой. Нередко в детский сад приходят дети с такой избирательностью, что это грозит ребенку постоянным чувством голода! Причем эта избирательность – не медицинская рекомендация, как, например, у детей с пищевой аллергией (это оговаривается при поступлении и затем учитывается воспитателями). Просто к трем годам ребенок привыкает есть только, например, сосиски, копченую колбасу и макароны. А в «садовской» еде так много полезного! И если дома не вводить разнообразие в меню настойчиво и терпеливо, то завтраки, обеды и полдники в детском саду превратятся для ребенка в пытку. Нередко участие ребенка, его посильная помощь в приготовлении пищи помогает решить эту проблему.
Еще неприятности могут возникнуть из-за детской неумелости, отсутствия навыков самообслуживания, т.е. может оказаться, что ребенок не умеет делать элементарные для трехлетки вещи: самостоятельно кушать, пить из чашки (встречается и такое), умываться, снимать и надевать штанишки, расчесывать волосы, обуваться и т.п. Следовательно, еще одним советом может стать рекомендация научить этому ребенка. Только овладение этими элементарными умениями требует немало терпения и изобретательности от мам и пап. Но для ребенка это станет большим плюсом в период адаптации: он будет успевать вместе со всеми детьми, получать заслуженную похвалу за самостоятельность от воспитателей и сможет помогать свои сверстникам.
Следование этим рекомендациям не только поможет родителям подготовиться к детскому саду, но и по-другому посмотреть на своего ребенка.
И еще, если говорить о предварительном этапе, остается один очень важный момент, который представляется ключевым. От него зависит вся подготовительная работа взрослых. Это - собственно ПРИНЯТИЕ родителями решения в пользу дошкольного учреждения. Означает это, что мама и папа не просто сказали себе, что начнут водить ребенка в детский сад. Они сознательно начали формировать у себя позитивное отношение к этому событию. Ведь часто сами родители, их негативное отношение к детскому саду, страхи и тревоги, недоверие к воспитателям становятся причиной трудной адаптации малышей. Ребенку передается это эмоциональное отношение, он заражается тревогами и волнениями родителей в дополнение к собственным переживаниям. Необходимо психологически готовить себя и родителям.
В первую очередь родители должны быть убеждены в правильности своего решения. Трудности и переживания взрослых и ребенка в период адаптации должны быть оправданы. Сомнения же родителей в целесообразности посещения детского сада позволяют детям манипулировать ими, «проверять на прочность». Ребенок легче добивается незначительных уступок, которые впоследствии, как правило, приводят к уходу из детского сада.
Важно быть готовым к тому, что малыша станут оценивать в группе, ведь усвоение и соблюдение правил жизни в детском саду – необходимость, и не всегда он будет оказываться в числе лучших.
И еще. Целесообразно с самого начала родителям выстраивать отношения с детским садом как сотрудничество, видеть в воспитателях партнеров, заинтересованных в том, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в группе, полноценно рос и развивался. Если у родителей возникают вопросы, если что-то начинает беспокоить в поведении малыша или в его рассказах, стоит обсудить это с педагогами или психологом.
Однако плодотворный труд в период подготовки к детскому саду не означает, что можно расслабиться, когда малыш станет ходить в группу. Для успешной адаптации ребенка необходимо внимание, чуткость, терпение, а порой, изобретательность родителей и педагогов. Хотя есть несколько проверенных временем советов «на первое время».
Очень сложными бывают приход в детский сад и расставание ребенка с близкими. Самым непростым для родителей будет в это время оставаться уверенными, спокойными и терпеливыми. Если родители готовились вместе с малышом к детскому саду, то быстро и безболезненно преодолеть адаптационный период помогут следующие советы родителям:
* Собираясь в сад, рассказывайте, что интересное ждет ребенка в новом месте, делитесь с ним своими планами.
* Если малыш с трудом расстается с матерью, то лучше для всех, если первое время приводить в детский сад станет отец или бабушка.
* Можно предложить ребенку брать с собой в детский сад игрушку. Она поможет ему не чувствовать себя первое время одиноко.
* По договоренности с воспитателями начните приводить ребенка на небольшое время – часа на 2 или до прогулки, постепенно увеличивая время пребывания ребенка в садике. Для того, чтобы оставить малыша на дневной сон, посоветуйтесь в педагогами.
* Расставаясь, не забудьте точно сказать ребенку, когда за ним вернетесь. И обязательно сдержите свое обещание!
* Расставайтесь с малышом быстро, доверяйте его воспитателям. Ведь долгие прощания могут вызвать или тревогу у ребенка, или дать надежду, что маму можно удержать и не отпустить.
* Приходя за ребенком, не проявляйте обеспокоенность, не выясняйте у него, насколько плохо и грустно ему было, много ли плакал (это лучше выяснить у воспитателя). Не жалейте его, не ведите в магазин за конфетами и игрушками и пр., а похвалите, за то, что он провел время с ребятами в детском саду, поинтересуйтесь, что успел сделать.
* Оказывайте эмоциональную поддержку малышу. В свободное от детского сада время старайтесь уделять ему больше внимания, придумывайте совместные игры и занятия (рисование, чтение, прогулки, беседы). Очень познавательной для родителей и полезной для ребенка станет совместная игра в детский сад: можно «проиграть» сложные для малыша ситуации и положительно решить проблемы через игрушку.
* Проследите настроение ребенка, его состояние, когда он начнет проводить в детском саду целый день. Если он покажется очень уставшим, то старайтесь его забирать немного пораньше.
Посещение ребенком детского сада не является обязательным – это выбор родителей. Выбор и большая ответственность. Благополучное и радостное пребывание малыша в садике в основном зависит именно от мам и пап, от их отношения к ребенку, к педагогам, которым доверили малыша. И напоследок хочется пожелать удачи и дать вслед за неизвестным автором еще один совет: каким бы ни был детский сад хорошим, а воспитатели - замечательными, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.
Ирина Анатольевна Бурлакова -
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник,
зав. кафедрой "Дошкольная психология и педагогика"
факультета "Психология образования" МГППУ,
практический психолог ДОУ,
лауреат премии «Гранты Москвы»,
член редколлегии журнала
«Психологическая наука и образование»,
сотрудник Психологической консультации МГППУ.